Прошлое, настоящая, будущее иудаизма.

Новая Тора баалей тшува. Ицхак Ройтман

Есть прошлое, настоящая, будущее.

Прошлое – это харейдим, вязаные кипы. Другими словами ультра-ортодоксии. В общем, это нерелигиозные сионисты.

Настоящее – это вязаные кипы. Религиозные сионисты. Это как раз Шерки.

А что такое будущее? Будущее это баалей тшува и светские.

Есть прошлое, настоящая, будущее.

Прошлое – это харейдим, вязаные кипы. Другими словами ультра-ортодоксии. В общем, это нерелигиозные сионисты.

Настоящее – это вязаные кипы. Религиозные сионисты. Это как раз Шерки.

А что такое будущее? Будущее это баалей тшува и светские.

Такую фразу я услышал у нас в синагога. Я, к сожалению, не знаю пока имен. Я время от времени слушаю уроки этого рава по рабби Нахману, и слышу совершенно удивительнее объяснения. То, что я слышал – я слышал удивительные объяснения по каббале и хасидуту.

Я услышал эту фразу, и решил не остаться на молитве, а сказать эту фразу.

Это ключ ко всему, что мы обсуждали последние дни.

Боле подробно:

Ульро-ортодоксы – это своего рода идеология «музей». Это люди, которые прежде всего стремиться сохранить традиции. Неважно, говорим ли об ультра-ордодоксии в иудаизме или в христианстве. Если говорить об иудаизме – главное для него это «кодекс», Шулхан Арух.

Сохранить, передать на следующий этап. Все. Больше ничего не интересует. По крайней мере, это главное цель.

Дальше идут вязаные кипы. Это люди типа Шерки, или Полонского. Что для них главное? – Работать в этим мире. Про бога? – Чуть чуть меньше.

А будущее – это баалей тшува. Это те, кто возвращаются к еврейству, и также светские.

Например:

Мы говорим, что должен быть диалог между христианеми и евреями. Кто из этих трех может об этом говорить?

Первая группа – ультро-ортодоксы – нельзя! По всем шулхан-орухом сказано, что это нельзя, вести диалог между христианами и иудеями.

(пример: Любавичский Ребе. В свое время рав Штейнзальц спросил у Ребе стоит ли учувствовать в подобном форуме. Ответ был: нет и нет! Есть письмо Ребе об этом – я даже переводил когда то его. Кстати, это объясняет, что позиция самого Штейнзальца – ближе к баалей тшува, и, страшно сказать, к реформистам и к консерватором, не дай Бог, и конечно он никогда это не скажет открытым текстом)

Ультра ортодоксы не могут это делать, потому что по определению что такое ортодоксия.

Ортодоксия – это сохранить то, что было. Если 200 лет назад, или 300 лет назад таких диалогов не было – и не будет!

Означает ли это, что все должны быть такими же?

Очевидно, нет! Есть другие группы.

Есть другая группа, религиозные сионисты, которые занимаются тем, что нужно что то делать в этом мире.

Я не очень понимаю, почему именно так говорится о настоящим и будущем. Но мне это понравилось. Но это прекрасно объясняет позицию Шерки, например. Он прицельно не собирается ничего менять. Это означает, что настоящие связано именно с прошлым.

А что дальше? Дальше есть маленькая группа людей, которая называется баалей тшува.

Я не говорю о баал тшувах «по паспорту». Не баалей тшува в смысли, которые они пришли в синагогу, и будут накладывает тфилин, кушать кошер, соблюдать шабат и т.д. Я не говорю о «тшуве» в этом смысле.

Я говорю о тшуве в сущности.

Я когда то думал об этом много. Что говорят «баале тшува», «баал тшува». Типа: сколько людей пришли к тшува в том или другом месте. В России, или Украине, и т.д..

Но сколько из них настоящих баалей тшува?

Тот человек, который говорил вчера со мной – дал определение! Баалей тшува – это те, кто видят, что будет дальше!

Вчера было ясное разделение: христиане – отдельно. Светские – отдельно. Иудеи – отдельно, и т.д.

Это будет дальше так же? Ответ: нет!

Кто способен говорить о будущем?

Две группы людей. Одна – это баалей тшува. Те, кто пришли к еврейству. Но при этом они остались тем, что они были изначально. То есть, они не превратились в харейдим. И также – они не превратились в вязаное кипы.

Я не знаю источника, но мне нравится это определения. Они думают об этом мире.

Первая группа занимается «библиотекой». Вторая группа занимается современностью. Поэтому они говорят об освоении территорий, нужно защищать эту страну, строить ее – это все вязаные кипы, это совершенно необходимо.

Вопрос, бы ли настоящий рав Кук таким релсионистом?

Я думаю, что сам рав Кук был скорее человеком будущего. А вот его сын был человеком настоящего. Те, кто знают о чем речь – понимают, что это так.

Есть большой рав Кук. Который на самом деле человек будущего. Многие внутри последотельей рава Кука многие говорят, что рав Кук был человеком будущего. Он говорил вещах, которые невозможно было тогда говорить.

Те, кто знает – знают – книги рава Кука были тщательно отредактированы, и только малая часть его книг была напечатаны в первой половине 20 века. Основные его тексты начали печатать только сейчас. Почему? Потому что должны была быть такое поколение – поколение настоявшего.

А сын рава Кука, был человеком действия. Настоящего.

(это отдельная тема – это было поколения прекрасны людей практического действия. Они знали, как работать с государством. Рав Цви Йегуда Кук, раз Левенгер, рав Порат — они построили поселения и т.д. Современнее последователи идут часто в сторону мечты о «машиахе», о «третем храме» и т.д.

Современные рел-сионисты ищут стыка к ульро-ортодоксию. Поэтому машиах о котором они говорят – это маших прошлого (или – может быть – машиах настоящего). Это отдельная тема.)

Но сам рав Кук – быше и выше.

И наконец, кто относится к будущему? Те, кто были нерелигозными, и стали религиозными. Те, кто согрешили, и исправились. Это люди, которые приходят к тшуве. Баалей тшува.

Это странно. На первой взгляд, лучше идти по прямой дороги. А те, кто «искривили путь» и исправились, наверное это хуже. Так мы думаем. Но на самом деле, наоборот. Наоборот – только с точки зрения каббалы.

С тчки зрения классического иудаизма – конечно, лучше идти по прямой дороги. Неважно, это прошлое или настоящая.

Что говорит каббала? Каббала говорит, что те, кто являются баалей тшува, это и есть самые высокие души, души, которые способны принести что-то новое в этот мир.

Основной ученик Ари – Хаим Виталь – он баал тшува. Кто был рабби Акива? Баал Тшува. Новая Тору откраивается только баалей тшува. Рабан Йоханан бен Закая – который прожил, как и рабби Акива, 120 лет – он тоже баал тшува (рав Ицхак Гинзбург говорил об этом)

Новую Тору могут открывать только баалей тшува.

Странно? – В высшей степени!

Что из этого следует практически?

Практически это означает что человек, который делает тшува, и потом идет учиться в колель, или ешиву для «нормальных» людей – это самая большая ошибка.

Человек говорит: я хочу пойти учиться Торе! Есть хороший колель, или ешива – я пойду учиться туда.

Почему нет? Потому что это полностью сотрет твое предназначение, предназначение твоей души.  Ты выучи все. Но ты прикроишь быть тем, что ты должен быть. Потому что ты – это новые души.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.