Неблагодарность как базовый изъян личности

За что был наказан Адам? За "женщина которую ты мне дал", за неблагодарность.

Но кстати, на самом деле, если честно, то «спущенные штаны» это даже не вспышки гнева и ненависти. И даже не «пыль лешон а-ра» (злословия). А элементарная (почему, собственно элементарная? Так ли она элементарна?) неблагодарность.

(продолжение темы «разум и эмоции»)

Почему мидраш говорит, «не смотри наверх»?

Возможно, уместна такая, возможно, несколько шокирующая, аналогия.

Зеер анпину («ребенку») запрещено заходить в «хедер ихуд» его родителей («Аба веима»). Тем более, запрещено смотреть на йихуд (соитие) его родителей.

Это, кажется, в точности идея мидраша про букву бет, с которой начинается Тора. Бет — это «не смотри наверх, не смотри назад, и не смотри вниз». Смотреть вверх — это как раз зеер анпин, который смотрит на йихуд своих «родителей».

Но, как мы уже говорили, наша «тшува» — это как раз прежде всего стремление «постичь» Б-га. То есть, «посмотреть» на йихуд Аба и Има…

Грех сознания

Еще момент. Рав обычно объясняет грех дерева познания как грех самосознания. В последних уроках это объясняется именно как смотреть на нищего и говорить «это Б-г так захотел». Это кажется более ощутимой и понятной формулировкой греха познания.

*

Еще аналогия из области родителей и детей. Если есть два брата. И одного из них родители наказывают. Второй брат должен сказать наказанному: ты виноват, отец тебя наказал? Или же второй брат скорее должен сопереживать наказанному. Это в точности вопрос, что мы должны ощущать, когда мы встречаемся со страданием другого человека.

Тшува как интеллектуальный разврат

Сказать это еще жестче, тшува может элементарно превратиться в «гилуй арайот» (разврат), т.е., постижение тайн Торы неочищенным сердцем — это своего рода интеллектуальный разврат.

А как правильно? Правильно «алиба дэнафшей». Правильно — думать о себе, о том, как исправить свою душу, и ради этого постигать тайны Торы.

Неблагодарность как базовый изъян личности

Но кстати, на самом деле, если честно, то «спущенные штаны» это даже не вспышки гнева и ненависти. И даже не «пыль лешон а-ра» (злословия). А элементарная (почему, собственно элементарная? Так ли она элементарна?) неблагодарность.

Мудрецы, кстати это прекрасно знают. За что был наказан Адам? За «женщина которую ты мне дал», за неблагодарность.

Честно? Я никогда этого не понимал. Ну неблагодарность, ну и что… За это надо выгнать из Ган Эйден?

А вот начало доходить. Что вот как раз поэтому и не понимал.

Вот я собираю деньги. Кто-то дает доллар. Кто-то дает больше. Я реально благодарен? Я реально хочу их благодарить? Или это просто «ресурс», который я сумел привлечь? А может, поэтому мне так трудно писать людям благодарственные письма, что я не ощущаю никакой благодарности, скорее наоборот, чувствую своего рода превосходство?

А был ли я когда-то по-настоящему благодарен своим родителям? А знал ли я когда-то, что означает благодарность учителям?

Может быть поэтому, когда я слышу о благодарности, о «модэ ани», о «году легашем», у меня это как-то блокируется? Может быть поэтому я отказываюсь понимать слова Хазаль о неблагодарности Адама, ибо именно в этом месте находится основной «пгам» (повреждение)?

.

Обсудить на фейсбуке: Неблагодарность как базовый изъян личности

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.