Религия пришла, чтобы исправить эмоции
Когда я сталкиваюсь с чужой бедой или страданием, кто говорит первым, кто первый "берет микрофон" - разум или эмоции?
Баалей тшува и религиозные с детства. Баалей тшува — это «грязные» души. Но хорошие мозги. Религиозные с детства — это хорошие мидот, чистые сердца, чистые эмоции. Баалей тшува, приходя в религию, «берут» ее мозгами. И тут начинается реальная проблема. Та самая учеба «ло заха», «не чистая», учеба с грязным сердцем, которая убивает человека.
Заметки на полях онлайна о разуме и эмоциях
Сегодня на шахрисе, продолжая прокручивать вчерашний наш онлайн по поводу соотношения разума и эмоций, вдруг пришла какая-то ясность:
* грех дерева познания был — проникновением «воды» (разума) в «мотор» (сердце). Это, в общем, прозвучало вчера.
Сегодня добавилось вот что:
Когда я сталкиваюсь с чужой бедой или страданием, кто говорит первым, кто первый «берет микрофон» — разум или эмоции?
Если первым «берет микрофон» разум, оправдывая это или тем «что так Б-г сделал — значит он заслужил», или просто «если посадили — значит виноват», «был бы человек а дело найдется» — принципиально это все одинаково — то это и есть та самая «порча», «зуhма» нахаша (змея), которая проникла в Хаву (здесь получается что Адам — это разум, а Хава это мидот (эмоции). И змей, соблазняющий Хаву — это «грязный» разум, который «портит» мидот).
И тогда «в день что ты поешь, ты умрешь». В тот день, когда Адам поел от плодов разума — он умер. Морально. То, что называется «смертью сердца» у рабби Нахмана.
Религия пришла, чтобы исправить эмоции
Религия пришла, чтобы исправить мидот. Эмоции. Не разум. Это не просто важно, это супер важно. «Велико значение учения (т.е., разума), поскольку оно приводит к действию (т.е., мидот, эмоциям). Разум учения — это разум, исправляющий мидот, а не разум вообще. Ступень разума вообще (то есть, ступень чистого разума) откроется только в будущем.
Религия и баалей тшува.
Баалей тшува и религиозные с детства. Баалей тшува — это «грязные» души. Но хорошие мозги. Религиозные с детства — это хорошие мидот, чистые сердца, чистые эмоции. Баалей тшува, приходя в религию, «берут» ее мозгами. И тут начинается реальная проблема. Та самая учеба «ло заха», «не чистая», учеба с грязным сердцем, которая убивает человека. Поэтому когда человек делает тшуву, начинает учится и… умирает — это все правильно. Это иначе не может быть. Если удостоится — удостоится вернуться к жизни. Но толкьо пройдя через смерть.
Почему у меня нет денег?
Ну и наконец. Почему у меня нет денег, и я вынужден побираться? Лазар украл? Зальцман не дал (из Хамы)? Или эти сволочи русские не хотят, блин, жертвовать на мой замечательный проект? Который весь афаца…Ах да, чуть не забыл, «галь эйнайцы» тоже почему-то не дают…
А может ответ ужасно прост? Потому что я пока что не исправил свое сердце. И исправление сердца совсем не означает — как это называется — бихевиристическая — поведенческая коррекция. Сердце это другое. Не исправленное сердце — это сердце, полное зла. Полное ненависти. Лишенное сочувствия. Нужно понять — и важно понять, что разум не исправляет сердце. Разум это только лишь «дебаггер», только отладчик, который может указать на изъяны сердца. Вс-вышний показывает человеку, как он выглядит в каких-то ситуациях. Как он начинает беспричинно гневаться в каких-то ситуациях, как я могу послать кого-то далеко и надолго без всякой причины и т.д. — разного рода ситуации, когда человек оказывается «со спущенными штанами» и может увидеть свой неприглядный вид. Но это только зеркало, а не исправление. Исправление — это исправление именно сердца, а не контроль разума. Это важно различать.
Исправление это тшува. Исправление — это когда сердце наполнится сочувствием и жалостью. Исправление — это когда из сердца уйдет злоба и зависть. В известном смысле подсознательное это именно сердце. И это именно то, что нуждается в исправлении. А это исправляется только действием. Вот за этим я и бегаю по Краун Хайтсу.
Шабат шалом!