Рав Ицхак Гинзбург. Тайны Всевышнего трепещущим перед ним. Праведники и баал тшувы. 19 сент 2022
Цадиким и баалей тшува. Праведники и баал тшувы.
Это вопрос, который рав задавал в самом начале этой книги (Сод аШем). Вопрос был такой, что написано в нашей религиозной литературе, что как только человек представит себе величие Всевышнего, на него сразу нападет страх и трепет. И рав задает вопрос: а что если нет, если человек не чувствует, что на него падает страх и трепет в тот момент, что он думает о Боге? Это интересный вопрос.
Я вчера листал, есть сборник статей Шагара по поводу тшувы. Он начинает задавать вопрос тот же самый: где наш религиозный трепет и что с этим делать? Так или иначе, исходная позиция была, что цадик – это тот, кто только задумывается о том, как Бог на него смотрит, и сразу почувствует у себя страх и трепет. И то же самое относительно любви.
Цадиким и баалей тшува. Праведники и баал тшувы.
Это вопрос, который рав задавал в самом начале этой книги (Сод аШем). Вопрос был такой, что написано в нашей религиозной литературе, что как только человек представит себе величие Всевышнего, на него сразу нападет страх и трепет. И рав задает вопрос: а что если нет, если человек не чувствует, что на него падает страх и трепет в тот момент, что он думает о Боге? Это интересный вопрос.
Я вчера листал, есть сборник статей Шагара по поводу тшувы. Он начинает задавать вопрос тот же самый: где наш религиозный трепет и что с этим делать? Так или иначе, исходная позиция была, что цадик – это тот, кто только задумывается о том, как Бог на него смотрит, и сразу почувствует у себя страх и трепет. И то же самое относительно любви.
Из всего этого ясно, что ступень цадиким, которая ходит перед Богом.
Для тех, кто не знает, как построена эта книга: это книга комментариев рава Ицхака на рава Ицхака. Лет 40 назад он написал книгу, назвал ее «Тайны Всевышнего боящимся его» и потом в течение многих лет он учил эту книгу со своими учениками. Эти уроки были записаны на кассеты, потом их оцифровали и сделали из них 6, 8 или не знаю сколько томов на эту книгу. И поэтому выделенный шрифт – это оригинальный текст, а простой шрифт – это комментарии рава. Конечно, достаточно интересное явление, когда рав комментирует самого себя.
Итак, «Шулхан Арух» начинается с того, что есть цадиким, которые идут перед Богом. Те, кто исполняют "я вижу Бога перед собой постоянно". И им для этого не требуется никакого углубленного размышления. Они только представляют себе, что великий царь стоит над ними, и сразу они чувствуют страх, трепет, стыд и все остальные чувства.
И это цадиким. Тот, кто испытывает такое чувство перед Богом, по-видимому, это и называется цадик. Тем не менее, до ступени высшей тшувы они далеки. Цадиким они, да, но это не тшува. Высшая тшува – это ступень, когда тьма переворачивается в свет, горечь переворачивается в сладость, зло переворачивается в добро. Это есть ступень высшей тшувы. И это совсем другая ступень.
Откуда мы знаем, что они еще не там? Потому что также цадик нуждается в том, чтобы постоянно подниматься с помощью этой высшей тшувы.
Комментарий рава:
«Если они тоже нуждаются в подъеме с помощью высшей тшувы, значит, они еще не достигли. Высшая тшува поднимает их выше и выше, поскольку также цадик поднимается со ступени на ступень».
Т.е. настоящий цадик динамичен.