О чем плакал Баал Шем Тов?

Нужно донести свет хасидизма, "свет лица" и спасение Вс-вышнего до народов мира

Мы постоянно говорим в последнее время о четвертой революции, донести свет Торы также до народов мира . Писание говорит: «И я сделаю тебя светочем народов, быть спасению моему до краев земли». Так говорит пророк Йешаягу. Следует привести «мое спасение», «спасение» (йешуа) это «шин-аин (370) светов», аспект «света лица» . Спасение это геула. «До краев земли» означает до конца мира действия, до всех четырех концов земли, все дальше и дальше. 

«Мы постоянно говорим в последнее время о четвертой революции, донести свет Торы также до народов мира . Это выражается словом «аф» («также создал»), разделяющим между миром еврейства и «большим миром», всем остальным человечеством. Писание говорит: «И я сделаю тебя светочем народов, быть спасению моему до краев земли». Так говорит пророк Йешаягу. Следует привести «мое спасение», «спасение» (йешуа) это «шин-аин (370) светов», аспект «света лица» . Спасение это геула, нужно привести мое спасение, чтобы мое спасение было «до краев земли». «До краев земли» означает до конца мира действия, до всех четырех концов земли, все дальше и дальше. «

От распространения источников хасидизма среди народов мира зависит приход Мошиаха

«Искупил с миром душу мою»

Алтер Ребе пишет после своего освобождения из Петропавловской крепости[1]: «когда я читал в Псалмах: «Искупил с миром душу мою от воевавших против меня», еще перед тем, как начать произносить следующий стих, я вышел с миром от Вс-вышнего, (дарующего) мир».

«Я буду уповать на тебя» = «хуца» («наружу»)

Эти последние три слова, «я буду уповать на тебя», мы повторили сейчас многократно, и следует повторять их еще и еще, чтобы проникнуться надеждой и упованием «на Тебя», упованием, связанными с Сущностью Б-жественности[2], да будет благословен Он, с помощью букв Торы[3], «Новой Торы», Торы Мошиаха, о которой мы говорили ранее.

Многие годы мы рассчитывали различные гиматрии[4] фразы ваани эвтах бах,»но я буду уповать на тебя».

Сегодня мы скажем, что ани эвтах бах («я буду уповать на тебя»), равно хуца («наружу»). Это слово выражает условие, которое Машиах поставил Баал Шем Тову. Машиах прийдет лишь тогда, когда «распространятся источники твои наружу».

Чтобы привести свет Мошиаха «наружу», требуется много битахон (упования) бах, в Тебя, упования на Сущность Б-жественности, с помощью Торы, приходящей из атика[5], Торы Сущности.

Слезы Баал Шем Това

Есть беседа Ребе Рашаба, где говорится, что Баал Шем Тов плакал, когда услышал это условие Мошиаха.

Мошиах говорит: «я прийду, когда распространятся источники твои наружу», и продолжает, когда «все (то есть, ученики,  близкие к тебе[6]), смогут делать алият нешама (возвышение души), как ты делаешь, это будет знак, что уничтожатся все клипот (нечистые оболочки), и тогда раскроется свет спасения, который прийдет в мир, и это знак, что я прихожу». Это знак, что Мошиах приходит.

Мошиах раскрыл Баал Шем Тову три святых имени, и три чудесных средства, и это несколько успокоило Баал Шем Това.

Однако, есть еще одно объяснение, почему Баал Шем Тов плакал из-за слова хуца («наружу»).

Он плакал не из-за способности близких к нему учеников, праведников достичь «возвышения души», но потому, что эти вещи должны достичь «хуца», распространиться «наружу».

Мы читаем в недельной главе Торы о том, как Йегуда опускается от своих братьев. Есть известный мидраш, что в этой истории каждый занимался чем-то еще. Но Вс-вышний в этой истории творит свет Мошиаха.

Из этой истории рождается Перец, «вот родословная Переца». Слово «толдот» (родословие) написано полностью (с двумя буквами «вав»), до «Ишай породил Давида», Давида царя Мошиаха.

Все «падение» Йегуды объясняется тем, что Вс-вышний творит свет Мошиаха.

Гиматрия фразы «свет Мошиаха» равна «распространятся твои источники наружу», это то же самое число. И это есть условие прихода Мошиаха.

Условие Элиягу и условие Мошиаха

Еще за тысячу пятьсот лет до того пророк Элиягу сказал рабби Йеошуа бен Леви, что Мошиах может прийти «сегодня», но только при условии, что «голоса моего будете слушать».

Здесь же Вс-вышний устами самого Царя Мошиаха называет еще одно условие. Условие «голоса моего будете слушать», так пророк Элиягу объясняет то, что Мошиах сказал «сегодня» рабби Йеошуа бен Леви. Но условие «когда распространятся источники твои наружу», это Мошиах сам сказал, а не через пророка Элиягу. По-видимому, это условие более «сущностное», более серьезное. Оно исходит из уст самого Мошиаха.

Три ступени «хуца» в мирах

«Хуца» («наружу») означает, то же, что и слово «бара» (сотворил) в первом стихе Торы, «Берейшит бара Элоким эт ашамаим веэт аарец», «В начале сотворил Вс-вышний небеса и землю». «В начале сотворил» на иврите звучит как «берейшит бара». Однако «Бара» означает также «выйти наружу»[7]. Сам Вс-вышний «выходит наружу», подобно тому, как говорится в Мишне «переносящий из одного владения (ршут) в другое» в субботу.

Шабат — это тайна мира Ацилут, решут аяхид[8] (владение Единственного).

Когда Вс-вышний творит мир («бара» означает «вывести наружу»), «хуца» это мир, нижние миры, в которых есть самосознание, есть йешут (эго), нечто отдельное и самостоятельное.

Этого (эго) нет в мире Ацилут, в решут йяхид (владении Единственного).

Однако, Вс-вышний желает, чтобы существовали нижнее миры, в которых есть творения, каждое из которых чувствует себя самостоятельным.

Но в самом этом (эго) есть три ступени, опускающиеся все ниже и ниже, ярод ярадну[9].

Мир брия, спуск в (мир) разума, это йешут (эгоизм) разума.

Потом спускаются еще ниже, в мир йецира. Это йешут (эгоизм) эмоций, сердца, чувств.

Но затем опускаются еще на одну ступень, «аф аситив» («я также сотворил его»), в мир Асия (действия).  Его йешут (эгоизм) состоит в ощущении «вот, я сделал что-то в жизни», «моя сила и мощь руки моей создали мне это богатство». Это эго мира Асия. Что я сделал. И я забываю, что только Вс-вышний дает мне силы преуспевать, и только Он.

Три ступени «хуца» в беседе Ребе Раяца[10]

Есть беседа предыдущего Ребе, Ребе Раяца, где говорится, что есть три ступени «хуца» («наружу»).

Он говорит, что у хасидов Хабада «хуца» — это дети хасидов, потомки хасидов, которые ушли «наружу», отдалились от еврейства и сошли с пути еврейской традиции.

Он говорил о детях хасидов. Вся наша страна[11] здесь — это дети хасидов, которые несколько отдалились, ушли в «наружу»

Мошиах прийдет, когда «хасидские гены» в них пробудятся.

Чтобы пробудить их, нужен свет Мошиаха, чтобы принести свет хасидизма наружу.

Но это только относительное «хуца», «хуца» мира Брия, мира разума, мира Хабад (хохма-бина-даат, разум). Даже внутри «Хабад» есть «хуца» («наружу»). И нужно привести свет к «хуца». Так объясняется в беседе Ребе Раяца, что прежде всего следует привести свет в «хуца» самого Хабада.

Далее есть «хуца» второго уровня, «наружу» всего народа Израиля. Это все добрые евреи, «Этот народ я создал мне, славу Мою расскажут»[12].

Во всем народе Израиля, в каждом еврее есть «теплая точка» в сердце. Каждый еврей верит, по крайней мере, в душе. Но в действии он может быть очень далек от традиции. Нужно донести до него свет хасидизма. Нужно опуститься «наружу», мир мидот[13], в мир эмоций, где есть йешут (эго), и отдаленность от Вс-вышнего. Однако, это все еще не есть конечная станция в «хуца». Это не такое «хуца», о котором можно сказать, что нет «хуца» более чем это.

Последняя ступень в «хуца» – «аф аситив» («также» (или «в гневе»)) создал его»

Последняя ступень хуца — это афтакже создал его»). Аф прерывает повествование. «Аф» означает также «гнев», «в гневе создал его». Что это за хуца, о котором сказано «аф» («также», или «гнев»)?

Мы сказали, что это люди, которые приписывают все свои успехи себе самим, «сила моя и мощь руки моей создали мне весь этот успех».

Однако есть еще одно объяснение. «Хуца» мира действия, прерывающего аф, «хуца» «и я сделаю тебя светочем народов».

Это то, о чем мы постоянно говорим в последнее время, о четвертой революции, донести свет Торы также до народов мира, «до» — включая также них[14]. Это выражается словом «аф», разделяющим между миром еврейства и «большим миром», всем остальным человечеством.

Писание говорит: «И я сделаю тебя светочем народов, быть спасению моему до краев земли». Так говорит пророк Йешаягу. Следует привести «мое спасение», «спасение» (йешуа) это «шин-аин (370) светов», аспект «света лица»[15]. Спасение это геула, нужно привести мое спасение, чтобы мое спасение было «до краев земли».

«До краев земли» означает до конца мира асия, до всех четырех концов земли, все дальше и дальше.

Это и есть такое «хуца», что нет хуца дальше него.

Еще раз, кратко, четыре объяснения, почему плакал Баал Шем Тов

Ребе Рашаб говорит, что об этом в основном плакал Баал Шем Тов.

Но по простому смыслу слезы Баал Шем Това – из-за учеников, чтобы они смогли делать подъемы души подобно ему, это в мире Ацилут.

Таким образом, есть у нас здесь все четыре мира Абиа: Ацилут, Брия, Йецира, Асия.

В мире Ацилут Баал Шем Тов плачет, когда уже они смогут делать возвышения души подобно мне.

Но в трех нижних мирах, это три ступени хуца, и Баал Шем Тов плачет, когда это уже сможет произойти, вплоть до последней ступени «хуца», «я сделаю тебя светочем для народов быть спасению моему до краев земли». Что сказано далее в этом пророчестве пророка Йешаягу?

«Сказать заключенным: выходите! И сидящим во тьме: раскройтесь!»

Сказано «Сказать заключенным: выходите! И пребывающим во тьме: раскройтесь!»

Следует сказать, что «заключенный», как в песне, «искупил с миром душу мою», которую мы только что пели, это Йосеф, находящийся в тюрьме. И это каждый, кто находится в заключении. Всем нам, находящимся в «заключении», «заключении» души, облачившейся в тело, всем нам сказано «сказать заключенным: выходите», «я вышел с миром», нужно выйти из Мицраим (Египта), выйти из изгнания.

«Сидящим во тьме» — всем тем, кто сидит во тьме и мраке, сказано: игалу, «раскройтесь». Что означает «раскройтесь»? Сегодня, особенно у Хабадников, принято желать друг другу, чтобы было «раскрытие»[16]. Что означает «раскрытие»? — «Сидящие во тьме да раскроются». Необходимо, чтобы каждый удостоился раскрытия, раскрытия личности, раскрытия собственной сущности.

Все мы находимся во тьме, и требуется раскрыться. Мы сегодня желаем, самое лучшее, что можно пожелать каждому из нас, это «раскройся», чтобы Б-жественная душа раскрылась.

Это сейчас, сегодня, в день праздника избавления, «сказать заключенным: «выходите», и находящимся во тьме: «раскройтесь»». Что говорится в продолжении?

«Ибо сострадающий поведет их»

Говорится в продолжении, «ибо сострадающий поведет их, на источниках вод будет вести их».

Последнее слово, «поведет их» («йенаагем»), имеет гиматрию «19 кислев», «Ибо сострадающий поведет их».  «Ибо сострадающий» («ки мерахамам») — это гиматрия слова «мошиах».

Еще раз. Есть здесь три вещи, связанные одна с другой. Первая, «Я сделаю тебя светочем народов», привести свет свет Мошиаха, «Новую Тору», в «хуца», вовне, вплоть до «светоча народам», «чтобы было спасение мое до краев земли».

Все мы нуждаемся — также выйти из заключения нашего и нужно раскрыться. «И те, кто во тьме — раскройтесь». И в конце – «ибо сострадающий» — Мошиах – «поведет их» — он их руководитель, которого ждут, когда он прийдет, в скором времени в наши дни, немедленно сейчас буквально, как это говорит Ребе.

«И на источниках вод» – «воды означают Тору» — поведет нас к источникам вод, «вода» это Тора, Тора Мошиаха, воды Мошиаха, свет Мошиаха, воздух Мошиаха, как Ребе сказал.

Все это было сказано, чтобы объяснить внутреннюю причину того, настоящую, сегодняшнюю современную причину того, почему все еще Баал Шем Тов плачет, когда это сможет произойти.

Его не так сильно интересует подъем душ его учеников. Тогда, возможно, это было ему более интересно, тогда, в поколении «ацилим» (праведников, старейшин), мир Ацилут. Но сейчас основное — это второе объяснение, почему он плакал. Он плакал о «хуца».

Все это мы начали говорить, потому что хуца равно «И я буду уповать на тебя». Требуется много битахон (упования), чтобы привести свет Мошиаха, «распространятся источники твои наружу», привести это вовне.

То, что говорилось до сих пор, это было чтобы завершить песню, которую мы пели раньше.

 

[1] Из заключения в Петропавловской крепости, куда он был заключен по доносу противников хасидизма. Алтер Ребе просидел в заключении 53 дня, и был оправдан указом императора Павла. Прим. переводчика

[2] Основная идея хасидизма вообще, это раскрытие Сущности Б-жественности, а не только Б-жественного света (прим. переводчика)

[3] В оригинале: «я буду уповать На тебя«, «На тебя» на Святом языке звучит как  «бах». «Бах» имеет гиматрию 22, что указывает на 22 буквы еврейского алфавита, святые буквы Торы.

[4] Числовое значение

[5] Внутренняя ступень сфиры «Кетер». Объясняется, что именно с раскрытием этой ступени связан приход Мошиаха.

[6] Так рав объяснил на уроке (прим. переводчика)

[7] На арамейском языке (прим. переводчика)

[8] Решут аяхид означает «частное владение». Однако рав трактует здесь это понятие как «Владение Единственного», т.е., владение Вс-вышнего, Единственного в мире, или, точнее «Единственного мира». В субботу запрещено выносить из частного владения (ршут аяхид) в общественное владение (ршут арабим). Рав использует здесь эту аналогию, чтобы объяснить творение мира. Вс-вышний как бы выходит из своего «частного владения» в «общественное», в мир, который Он сотворил.

[9] «спуститься спустились мы» – говорят Йосефу братья, пришедшие в Египет за хлебом. Рав использует эту фразу как аллюзию опускания Б-жественности в нижние миры.

[10] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, шестой Ребе движения Хабад

[11] Имеется в виду Израиль, созданный светскими евреями, вышедшими из хасидских семей

[12] Другими словами, распространение учения хасидизма среди всего еврейского народа

[13] эмоции

[14] Есть «включающее до» и «исключающее до». «Включающее до» – включая также мир асия, мир действия.

[15] Б-жественный свет, предшествующий цимцум (первичному «сжатию» предшествовавшему творению мира)

[16] Имеется в виду вера хасидов Хабад в раскрытие Любавичского Ребе в качестве царя Мошиаха (по-видимому, рав произносит эти слова с некоторым юмором)

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.