Четыре ступени веры в Б-га

Рав Ицхак Гинзбурга, Барселона, 2018

Часть вторая

Начало здесь

2. Четыре ступени веры в Б-га

Один из самых глубоких аспектов иудаизма, и мы говорили об этом уже несколько раз, это то, что сама сущность Б-жественности заключает в себе парадокс. Сейчас я хотел бы коснуться этого вопроса глубже, и когда мы закончим, можно будет задать вопросы.

В предыдущих уроках мы привели примеры нескольких структур, состоящих из четырех элементов, соответственно четырем буквам имени Вс-вышнего. Также в отношении веры в Б-га есть четыре ступени. Наша задача сейчас, в четвертой революции, распространения света Торы для всех —  поднять каждого с той ступени, где он находится, по крайней мере, на одну ступень выше, и, с помощью Вс-вышнего, вплоть до самой высокой ступени веры.

Первая ступень: язычество

Самая нижняя ступень веры не находится в святости. Мы говорили на прошлом уроке о страхе перед наказанием, что такой страх не находится в области святости. Страх перед наказанием может привести к язычеству. Мы объяснили, что следует отрицать всякую веру в любую силу, которая, как нам представляет, управляет нашей жизнью. Тот, кто погружается в негативные мысли, рисуя в своем воображении силы, якобы, управляющие им, может дойти до паранойи, когда ему будет казаться, что все угрожают ему. В действительности ничто не может властвовать надо мной. Известны слова завещания отца Баал Шем Това, что «не следует бояться ничего и никого, но только Вс-вышнего», и он благ. Не бойся ничего! Страх легко может превратиться в идолопоклонство.

Самая нижняя ступень суеверия это язычество. Рамбам научил нас чему-то очень важному — он сказал, что две «восставшие дочери», восставшие против религии Израиля, христианство и ислам, хотя их системы верований ложны, тем не менее, представляют собой прогресс относительно язычества, которое им предшествовало. (Хотя сам Рамбам считает, что христианство это идолопоклонство). Рамбам пишет, что обе эти религии пришли для того, чтобы приблизить мир к избавлению, ибо избавление означает развитие всего человечества к системе истинной веры, и в этом развитии есть много этапов. Системы истинных ценностей связаны также с чистотой мысли, о которой мы говорили в прошлом уроке, ибо люди не осознают, насколько важна система правильных верований.

Значения слова «эхад»

Как мы сказали на прошлом уроке, мы провозглашаем в наших молитвах «Слушай Израиль, Вс-вышний Б-г наш, Б-г единый». Мы сказали, что мы объясним более подробно, что означает слово «эхад» («един») в этом стихе, и сейчас мы будем говорить об этом подробно. Есть три объяснения смысла фразы «Б-г един»:

Первое, нижнее, объяснение, состоит в том, что «эхад» («един») означает исключить язычество. Есть только один Б-г, нет других богов.

Второе объяснение, на более высокой ступени веры, «един» означает, что следует исключить не только чистое язычество, но также шитуфШитуф означает, что у Вс-вышнего как бы есть «помощники» — какие-либо силы, обладающие свободным выбором, подобно самому Вс-вышнему, «помогающие» Ему управлять миром. Слово «един» приходит, чтобы исключить мысль о том, что как у Вс-вышнего есть свобода выбора, так есть еще кто-либо, обладающий свободным выбором, и они «работают вместе».

Третье объяснение, самое высокое, которое соответствует высшему миру, миру Ацилут, это «нет подобного Ему». Самое простой смысл этого — Его совершенная уникальность, нет ничего похожего на Него, и нет единства, подобного Его единству. Нужно объяснить, что это значит. Что значит, что «нет подобного Ему»? Я, действительно, мог бы подумать, что есть кто-то подобный Б-гу? Звучит абсурдно. Нужно глубже понять слова, что единство Вс-вышнего абсолютно, что нет ничего подобного ему, это сама сущность веры в иудаизме.

Объясним это более подробно: язычество не обязательно означает, что человек вообще не верит во Творца. Возможно, он верит, что в какой-то определенный момент Б-г создал этот мир — например, с помощью «большого взрыва», и это «первичная причина» (так называет это Аристотель), которая привела ко всему дальнейшему, ко всему движению. Но эта первичная причина не продолжает управлять происходящим, она запустила систему, и после этого оставила управление в руках сил природы, или в руках идолов, это одно и то же. В Торе такая вера называется «оставил Вс-вышний землю». Есть Вс-вышний, Он сотворил мир, но после этого оставил все, что происходит в нем. Вс-вышний, действительно, первопричина всего, но он не участвует сам в управлении миром, который Он сотворил. Это «хитрое» язычество, очень характерное для философии Аристотеля и его последователей — они верят в «первопричину», но эта первопричина не наблюдает за миром и не вмешивается в происходящее, и мир отдан в руки других сил. Они считают, что эти силы были сотворены первопричиной, но сейчас они властвуют над миром, и нужно служить им (или, если речь идет только о природных силах, не служить никому, только верить, что законы природы управляют моей жизнью).

Когда мы говорим «един» — мы исключаем эту мысль. Мы говорим, что это ложь, что это не правда. Вс-вышний, действительно, создал этот мир, и Он надо всем, но он также продолжает управлять всем, что происходит здесь, и находится здесь в точности также, как в первый момент Творения. Системы верований, утверждающие, что Вс-вышний создал этот мир, но Он только некая Первопричина, которая привела в движение все, а сейчас «Вс-вышний оставил землю» — это самый нижний уровень веры, и простой смысл слова «един» приходит, чтобы исключить это.

Вторая ступень — вера в шитуф

Выше есть вера, что Вс-вышний все еще здесь, наблюдает надо всем, но, возможно, у него есть «помощники». Я назову это, хотя я не люблю говорить об этом — это вера в троицу в христианстве, которое считает, что у Вс-вышнего есть «помощники», действующие в мире. Есть спор среди галахических авторитетов, считается ли христианство язычеством. Рамбам считает, что это это идолопоклонство, как мы говорили, ибо они верят, что есть что-то, кроме «единого Б-га». Однако, есть галахические авторитеты, которые считают, что для неевреев это не запрещенное язычеством, ибо это только шитуф. По этому мнению, язычество это только когда считают, что Вс-вышний вообще не вмешивается здесь. Но веруют в то, что Вс-вышний все еще здесь, но у него есть «помощники», для неевреев это не запрещено, хотя для евреев это совершенно запрещено. Отсюда мы учим, по крайней мере, что это совершенно отдельная система верований, отличная от чистого язычества, другая ступень.

Таким образом, на самой нижней ступени, есть вера в идолов (или слепые силы природы, что одно и то же). На следующей ступени есть вера в шитуф. Сейчас мы понимаем слова Рамбама, о которых мы упоминали, что несмотря на то, что христианство это язычество, но есть в нем позитивное развитие в направлении истинной веры. Вера в шитуф это вторая ступень веры, второй мир.

Третья ступень — вера в единого Б-га, но не Б-га Израиля

Третья ступень веры, более высокая, это все еще не иудаизм, но отвергает шитуф: нет «помощников», есть только единый Б-г (на первый взгляд, это как ислам, хотя есть раввины, которые считают, что, в действительности, также в исламе есть элементы настоящего язычества). Но такой единый Б-г — и это очень важно сейчас понять — это еще не Б-г Израиля, это не Б-г Авраама, Ицхака и Яаккова, в которого мы верим. Это не еврейский Б-г, о котором сказано «нет подобного Ему». Это восприятие Б-жественности, в котором еще есть определенный антропоморфизм (а любой антропоморфизм может привести к язычеству).

Почему Рамбам так сильно выступал против антропоморфизма? Ибо антропоморфизм означает, что Б-г подобен нам, или подобен чему-либо еще. Однако, в истинной еврейской вере Б-г не подобен ничему известному нам. Нет ничего в мире, чему ты мог бы уподобить Б-га, и поэтому сказано «нет подобного Ему» — нет ничего похожего на него. Зоар говорит, «мысль не способна постичь тебя совершенно». Быть «подобным» чему-то означает быть логичным (ибо человеческая мысль способна постичь лишь нечто логическое).

Четвертая ступень: вера в Б-га Израиля, который несет противоречия

Теперь мы возвращаемся к точке, с которой мы начали наш первый урок: Вс-вышний он Эйн Соф (Бесконечный). А Эйн Соф это внутреннее противоречие. Лишь истинный Б-г, «Б-г Авраама, Ицхака и Яакова» может одновременно вместить в себя конечное и бесконечное, и подобно этому все остальные противоречия, и поэтому «нет подобному Ему». Рамбам говорит, что лишь существование Вс-вышнего есть истинное существование. Мы существуем, но наше существование не является истинным, лишь Вс-вышний это единственное истинное существование.

Вся наша медитация, все духовное развитие навстречу приходу Мошиаха, это только для того, чтобы глубже постичь эту истину, это открытие, что Вс-вышний — Творец, который находится здесь и наблюдает и управляет миром, и я говорю с ним (и обращаюсь к Нему в молитве) — это мой личный Б-г, не Б-г философов, не Б-г Спинозы. Эйнштейн сказал, что он верит в Б-га. Но в какого Б-га? Б-га Спинозы, а-персонального Б-га. Когда мы говорим «наш Б-г», это означает, что это мой «личный» Б-г. Вера, что Вс-вышний это мой «личный» Б-г, и одновременно с этим, Он бесконечен, это парадокс, и нужно понимать, что это парадокс. И это есть йихуд — уникальность Б-га, истинный йихуд.

В восточных религиях верят, что материальный мир — это сон, мир не существует на самом деле. Материальность не несет в себе никакого смысла, и нужно стремиться оставить ее. Это противоположно вере в йихуд. Настоящий йихуд включает одновременно и бли гвуль и гвуль, бесконечное и конечное, и бесконечное облачается в конечное. Это есть «страсть» Вс-вышнего, чтобы у него было «жилище в нижних».

Итоговая структура.

Подытожим эти ступени, соответствующие четырем мирам Ацилут-Брия-Йецира-Асия:

Самый нижний мир — это мир действия, мир языческий по самой своей сути, мир, преследуемый паранойей.

Над ним есть мир йецира, в котором исключается язычество, и вера в Творца мира есть здесь, но у него есть «помощники». Это вера в шитуф, и есть спор, запрещено ли это народам мира (как язычество), или же разрешено. Христианство находится в этом мире, мире йецира.

Выше него есть мир брия, мир, в котором есть само-сознание, в котором система веры чиста от шитуф, но все еще относятся к Вс-вышнему с определенным антропоморфизмом. Нет понимания абсолютного различия между Вс-вышним и между нами, и парадокса, что, как бы ни был Вс-вышний далек от нас, Он с нами, парадокс единства бесконечности и конечности.

Высший мир — и цель «четвертой революции» привести туда всех людей — это мир Ацилут, где есть система веры, признающая тот факт, что Вс-вышний это нечто совершенно особенное, «нет ничего подобного Ему». Это также абсолютное Б-жественное наслаждение в жизни, свет и благо в жизни.

Ацилут — «нет подобного Ему»

Брия — вера, в которой есть элементы антропоморфизма

Йецира — вера в шитуф

Асия — язычество

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.