Пол шабата думал, в чем «клипа» христианства?
Начал с того, что Иисус не был женат. Похоже на историю Надава и Авиу. Не был женат — это уже сразу указывает на «мир хаоса».

Но как то маловато. Продолжил искать дальше.

Вот. Распятие. За что пролилось так много еврейской крови? — за «вы нашего бога распяли». Значит, по идее, «клипа» где-то там.

Где же клипа?

Пришло в голову, что поскольку мошиах это йехида, а йехида это мсирут нефеш, то понятно, что когда в еврее раскрывается йехида он ищет самопожертвования. То есть понятно, что он *сам* искал смерти, он *сам* хотел стать искупительной жертвой, и тем самым изменить ход истории. — это и есть, по сути, «клипа».

Нечто похожее я в свое время слышал от рава Гинзбурга. Как раз в нашей главе сказано «и освящусь среди сынов Израиля». Рав объяснил, что «освящусь» — это заповедь кидуш аШем. Погибнуть во имя Святого Имени. Но, сказал рав, эта заповедь сказана в возвратной форме, «освящусь». Что означает, что человек должен быть готов отдать жизнь за веру, но не искать это. Из того что я прочитал в последние дни, вроде бы картина, что он *хотел* и *искал* погибнуть и «искупить» мир. Возможно, что именно это основная проблема, потому что именно это стало символом христианства, и привело к чудовищному кровопролитию в течение многих веков.

Понятно, что не он первый, и не он последний. Было достаточное количество праведников которые хотели ускорить приход мошиаха. И, как говорит Ребе, каждый раз когда появляется ложный мошиах — проливается кровь. То есть именно лже мессианство, «я — мошиах» — это проблема. А распространение идей монотеизма, и морали пророков — очевидно, что это очень позитивно.
*
Потом подумал: ну хорошо. Это было тогда. А что сейчас? Понятно, миссионеры, которые пытаются «ловить» еврейские души и обращать их к христианству — это клипа. Просто потому, что у каждого народа свой путь. Но, в целом, что сейчас? Что сейчас в отношении христиан, которые *не* антисемиты, *не* говорят, что «мы новый Израиль» (как будто бы это «гражданство»…)?

Вопрос, когда мы говорим о «четвертой революции», о «семи заповедях сынов Ноя» — означает ли это убеждать христиан оставить свою веру? Или, может быть, только очистить ее от элементов идолопоклонства, и антисемитской идеологии, которая на нее налипла?

Цитата из рава Кука, которую мне прислали перед субботой, учит меня, что скорее второе.

*

А потом я подумал. Ну, хорошо. Возьму нашу ситуацию, знакомую мне в Хабаде. Учитель и ученики. Ребе и хасиды. Рав и ученики. Сколкьо из учеников понимают *на самом деле* что Ребе от них хочет? Сколько учеников рава на самом деле понимают его?

Так что я хочу от Иисуса? Может там тоже, ученики, тем более ученики учеников — которые взяли от «ахораим дэахораим» — внешнюю сторону (что автоматически означает жестокий суд) его учения? Дикие народы, из всего учения Иисуса взявшие только «бей жидов»?
*
А под конец, под конец, я подумал. Что разрушило мою жизнь? Что превратило меня фактически в бомжа, без дома, без семьи, без средств к сущестованию, если не хабадский мешихизм, если не это ощущение, что вот-вот история закончится, и не нужно ничего строить, и не нужно строить жизнь, достаточно времянки, «шалаша»?

Я ничего не скажу, это пьянящее чувство «я мошиах», «Я спаситель человечества». Только это имеет свою цену. Цена, собственно, жизнь, потраченная непонятно на что.

А потом я подумал, что мой рав Ицхак Гинзбург, человек, исключительно талантливый, почему его учение не выходит за рамки узкого круга, почему ученики не способны найти общий язык? Да потому же. Потому что этот дух мешихизма, дух исключительности, дух «мы спасем мир» дует там со всей силой. Рав достаточно умен, чтобы иногда сбивать пламя, а иногда раздувать. Умные поймут, что это, фактически, «фигура речи». Только сколько времени это займет?

А потом я подумал про Хабад. До пятого поколения было все тихо. Во времена ребе Рашаба началось «мессианское брожение». Ребе начал свой несиют (руководство) с заявления, что мы последнее поколение. Рав Шах не зря сказал «он думает, что он Мошиах».

Результат? С одной стороны построили прекрасную общину. С другой? Трудно воспринимать сегодня Хабад как движение, имеющее какое то отношение к духовности.

В России. Берл Лазар тоже «мешихист». Поэтому он не строит общину, он «приводит Мошиаха». Результат? Грустный результат…

Так что вопрос не о «том человеке». Вопрос о нас, о том что мы делаем здесь и сейчас. Энергия Мошиаха может быть самым большим благословением, если умеют ей пользоваться. И самым большим злом, когда начинают «выкручивать руки» истории

Обсудить на фейсбуке:

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.